Вся правда о Снегурочке

Правда о Снегурочке. Снегурочка происхождение

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника — это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка — чисто русское достояние.

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, весёлой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной.  Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто её отец и мать до недавнего времени было известно весьма путано и туманно.

Версия первая

У русского народа есть своя языческая (т.е. народная) святая новогодняя Троица — Дед Мороз (Бог Отец), Снеговик (Бог Сын) и Снегурочка (Богиня Внучка). И каждый настоящий русский почти с самого рождения и всю жизнь беззаветно верит в свою святую русскую Троицу.

Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать — с божественным здоровьем у него всё в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут…

Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик.

По причине зачатия в состоянии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьёт, а всякой еде предпочитает мороженое.

В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой всё в порядке, его дочка уродилась на славу!

Всем Снегурочка вышла — и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.

Божественные мамаши Снеговика (Снежная Вьюга-Метелица), и Снегурочки (Весна-Красна) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто.

Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши весёлые новогодние Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка уже собираются к отъезду на всё лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере.

А вот более смелая и решительная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.

А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников

Образ Снегурочки — символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) — вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в её одежде иногда стали использовать и голубые тона.

Её головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Обратимся к более реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Так что наша русская Снегурочка впервые возникла, как литературный персонаж.

Сказки о Снегурочке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867). Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году, А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка».

В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания, вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку — боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда собирают в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить её на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для неё выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

Художественный образ Снегурочки

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение ещё два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом).

Позднее, в 1912 году, своё видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Дальнейшее развитие, образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы.

В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. А в период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала….

Современный образ Снегурочки

Свой современный вид, образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года.

В книгах по организации новогодних ёлок этого периода, Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее. Почему — до сих пор неизвестно.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза). В военный период о Снегурочке вновь забыли.

Обязательной и постоянной спутницей Деда Мороза, она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлёвских ёлок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны, как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года.

С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской ёлке Санта Клаус успешно справляется сам.

Хотя в последнее время, следуя нашей русской новогодней традиции, европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых. Она — уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один из праздников не обходится без её милого сопровождения.

А где же живёт Снегурочка?

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живёт. А где же?

На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места.

В имении Щелыково Костромской области, Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки — вот, вроде бы, и родина Снегурочки.

Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцево, на сцене домашнего театра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортёров. Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки всё же удалось заполучить:

Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке.
Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки.

На эти адреса, Снегурочке можно отправлять письма, в надежде получить ответ от Снегурочки или от её добрых помощников.

Читайте также:

informost.com